• 30 МАР 16
    • 0
    Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

    Синдром дефицита внимания/гиперактивности — дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

    Частота синдрома дефицита внимания/гиперактивности, по данным разных авторов, варьирует от 2,2 до 18% у детей школьного возраста.

    Классификация. Согласно DSM-IV выделяют 3 варианта течения синдрома дефицита внимания/гиперактивности в зависимости от преобладающих клинических симптомов:

    — синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;

    — синдром дефицита внимания без гиперактивности;

    — синдром гиперактивности без дефицита внимания.

    Некоторые исследователи подвергают сомнению объединение синдрома дефицита внимания и синдрома гиперактивности, так как до 40% всех больных страдают только дефицитом внимания без гиперактивности. Дефицит внимания без гиперактивности чаще наблюдается у девочек.

    Синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и возникать в результате других заболеваний, то есть иметь вторичный или симптоматический характер (генетически детерминированные синдромы, психические заболевания, последствия перинатальных и инфекционных поражений центральной нервной системы).

    Этиология изучена недостаточно.

    Диагностические критерии СДВГ по МКБ-10 выглядят следующим образом:

    Невнимательность/дефицит внимания (требуется не менее 6 признаков):

    • часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной программе, работе или другой деятельности;
    • часто не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой деятельности;
    • часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится;
    • ребенок часто не способен следовать инструкциям или завершать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционного поведения или неспособности понять инструкции);
    • часто нарушена организация заданий и деятельности;
    • часто избегает или очень не любит заданий, таких как домашняя работа, требующая постоянных умственных усилий;
    • часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, такие как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или инструменты;
    • часто легко отвлекается на внешние стимулы;
    • часто забывчив в ходе повседневной деятельности.

    Гиперактивность (требуется не менее трех признаков):

    • часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте;
    • покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться сидеть;
    • часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным (в подростковом или зрелом возрасте может присутствовать лишь чувство беспокойства);
    • часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения при тихом проведении досуга;
    • обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные ситуация и требования.

    Импульсивность (требуется не менее одного признака):

    • часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы;
    • часто не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях;
    • часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других людей);
    • часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.

    Симптомы зависят от принадлежности СДВГ к тому или иному типу. Диагноз устанавливается на основании характерных жалоб (родителей) и регистрации признаков имеющихся нарушений (по критериям действующей МКБ-10) не ранее 5–6-летнего возраста).

    «Чистые» формы СДВГ встречаются не так часто, как сочетание СДВГ с дополнительными нарушениями обучения, моторики и/или общения.

    Нарушения обучения делятся на следующие основные категории: нарушения чтения (дислексия), нарушения счета (дискалькулия), нарушения письма (дисграфия), а также дизортография (проблемы с распознаванием символов и их расположением, незаменимых для правописания).

    Нарушения моторного умения преимущественно ограничиваются проблемами с развитием контроля грубой моторики (общая неловкость и неуклюжесть, не позволяющая заниматься физической активностью, требующей определенного уровня умений и подготовленности).

    Коммуникативные нарушения при СДВГ предусматривают следующие 4 категории: нарушение экспрессивной речи, смешанное нарушение рецептивно-экспрессивной речи, нарушения фонации и заикание. Эти состояния отмечаются примерно у 5–10% детей школьного возраста.

    Считается, что ребенок с диагнозом СДВГ, а также при наличии проявлений оппозиционно-вызывающего поведения в возрасте до 10 лет имеет высокий риск по формированию пристрастия к употреблению интоксикантов и антисоциальному поведению.

    При наличии всего вышеперечисленного, необходимо наблюдение у детского невролога!

    Оставить комментарий →

Photostream